Обзор рынка колбасных изделий Украины

Поскольку на рынке колбасных изделий Украины прослеживается тенденция спада производства и потребления продуктов, производители переориентировали большую часть продукции со «среднего» и «премиум» сегментов на «эконом». Согласно исследованиям, в 2014 году при выборе колбасы украинцы опирались на прошлый опыт и ориентировались на вкус и качество. Тенденции рынка таковы, что в 2016 у потребителей главенствует фактор цены. Третьим по важности критерием является торговая марка производителя. Украинцы чаще покупают колбасу в супермаркетах, чем на рынках. На это влияет тревога по поводу условий хранения продукта. Самый популярный формат упаковки колбасы представляет собой «батон» весом около 400-600 грамм. За ним идут колбаса на разрез и упакованная нарезка. В первом квартале 2016 года экспорт украинской мясо-колбасной продукции сократился на 81,6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Так, если говядины за границу было продано в 2,4 раза меньше, чем в 2015, то экспорт свинины уменьшился сразу в 19 раз. В частности, на это повлияло российское продовольственное эмбарго. РФ запретила ввоз из Украины мяса, колбасы, морепродуктов, овощей, фруктов и мясной продукции на период с 1 января 2016 по 1 января 2018 . За первое полугодие 2016 экспорт в Россию уменьшился на 36,2%, а в Казахстан (второй крупнейший импортер) – на 53,8%. Сложившаяся ситуация негативно влияет на транзит украинских товаров через РФ. Происходят перебои на пути в Китай и другие азиатские страны. С другой стороны, в несколько раз увеличился экспорт в Юго-Восточную Азию и Африку. По данным Минагрополитики, 60% украинского экспорта в 2015 было поставлено именно в страны Азии и Африки. Главным импортером среди них является Египет. Его доля в украинском экспортном рынке составляет около 7%. Это на 11% больше, чем в 2013 году.

Структура рынка колбасных изделий Украины. На рынке лидируют вареные колбасы, сосиски и сардельки. Второе место занимают полукопченые колбасы. На третьем обосновались варено-копченые, полусухие, сыровяленые и сырокопченые колбасы, включая «салями». Далее идут неупомянутые в списке виды. За ними следуют печеночные (или ливерные) колбасы. На шестом месте – копчено-запеченные колбасы. Предпоследнее место занимают студень и зельц. Замыкают список колбасные изделия из конины. Что касается производителей, десятку лидеров украинского мясного рынка за 2015 год возглавляет «Мироновский хлебопродукт». За ним следует «Фаворит плюс», «Глобинский мясокомбинат»,  «Ятрань» и «Ермак голд». Затем следуют «Салтовский мясокомбинат», «АПК-Инвест» и «Житомирский мясокомбинат». Замыкают десятку «Тавр плюс» и «Кременчугмясо».

Дизайн и позиционирование колбасного рынка Украины. Красивый и оригинальный дизайн упаковки позволяет товару выделиться среди других и обратить на себя внимание покупателя. Тенденции в дизайне колбас схожи с общими тенденциями дизайна упаковок 2016 года. Среди них выделяются:

  • использование белого цвета;
  • простые геометрические узоры;
  • возврат к прошлому;
  • эссенциализм (т.е. фокусирование на главном. В данном случае – на самой колбасе).

Будущее украинского колбасного рынка зависит и от самих производителей. Улучшение качества продуктов, гармонизация товарных отношений с ЕС и открытие новых рынков помогут производителям и экономике страны.